Новости Совета атеистов Рунета

На главную страницу

20.02.2009 Интервью представителя Совета

12 февраля корреспондент азербайджанской газеты "Хафта ичи" ("Будни недели") Джавид Шахвердиев обратился в Совет с просьбой об интервью. С журналистом побеседовал сопредседатель Совета Михаил Степанцов.

- Чем вы занимаетесь и что вы думаете о ваших занятиях?

- Я преподаватель, веду занятия по математике в нескольких университетах Москвы. Помимо этого, время от времени я преподаю близкие предметы. Я также развиваю несколько проектов в сети Интернет, один из которых - сайт "Атеист". Этот сайт я поддерживаю исключительно за счет своих средств и сил. Преподавание как род деятельности я выбрал еще поступая в МГУ. Это приятная и всегда востребованная профессия, оставляющая дотаточно времени и сил для других занятий.

- Как вы видите Бога? Как он творил мир и человека?

- Будучи атеистом, я не рассматриваю такое понятие как "бог". Соответственно, с моей точки зрения "бог" существует лишь в воображении людей, которые в него веруют. Не существуя, он ничего и не создавал.

- Как вы доказываете, что Бог не существует?

- Прежде всего, я не доказываю, что бога нет. На мой взгляд, доказывать существование бога должны те, кто требует чего-нибудь на основании существования бога - строить церкви за государственный счет или поменять законы на религиозные. Обычно это какие-то религиозные организации. Простые верующие могут просто верить в бога - это их право, и они не должны ничего доказывать. Атеисты же не верят - и нам тем более нечего доказывать.
Другой вопрос - почему я считаю, что нет бога, то есть нет всемогущего всеведущего всеблагого творца.
Во-первых, о существовании бога говорят люди, которые, при этом, признают, что бог недоступен человеческому пониманию. То есть они говорят о том, чего сами не понимают. Как же можно признать их правоту?
Во-вторых, все, что происходит в окружающем мире, может быть объяснено естественными причинами, для этого не надо придумывать какого-то творца.
В-третьих, люди в мире страдают, причем не только из-за других людей, но и из-за природных бедствий. Мне кажется невозможным, чтобы доброе всемогущее существо видело эти страдания и не вмешивалось. Либо такое существо не является добрым, либо его нет.
Существует еще множество подобных аргументов против веры в Бога. Но, повторяю, строго логически доказать его несуществование невозможно, да и не нужно. Доказывать должны те, кто настивает на его существовании.

- О чем оворит существование многих религий, церквей и сект? Почему есть одна Библия, один Христос и много враждебного друг другу христианства?

- Видимо, все дело в том, что различные религии появлялись сами по себе. Люди сталкивались с непонятными явлениями природы и объясняли непонятное как сверхъестественное, страдали и пытались найти какие-то способы утешения, и каждый народ, каждое племя придумывало свою релеигю.
Но и в тех случаях, когда та или иная религия становилась популярна среди многих народов, жрецы, священники, иерархи при случае старались переделать религию под свои нужды. Так христианство поделилось на много направлений, в исламе выделились суннизм и шиизм, не говоря о менее известных течениях.
Трудно представить, чтобы все это множество течений в религиях произошло от одного источника. Также вряд ли единый бог позволил бы священникам использовать его имя в своих целях, искажая истинную религию. Скорее всего, это разнообразие религиозных воззрений просто означает, что все они одинаково ошибочны.

- Как человечество дошло до мысли о Боге?

- К сказанному в ответ на предыдущий вопрос, хочу добавить только вот что. В детстве человек, растущий в нормальной семье, ощущает полную защиту со стороны родителей. Родители, на взгляд ребенка, все знают, все могут, всегда правы, всегда защитят и поддержат, но могут при случае наказать за ошибки. Взрослея, человек осознает, что родители - просто такие же люди, как и остальные, как он сам. Если при этом у него остается детская потребность ощущать высшую опеку, защиту, он приходит к идее Бога-Отца. Накладываясь на мистические представления, приходящие от других людей, эта идея приводит людей к религии.

- Как вера в Бога улучшает мораль человека?

- Если человек внутренне склонен совершать поступки, которые он сам считает злом, то вера в воздаяние, в высшую справедливость может удержать его от этих поступков (но не от злых намерений).
Человек же, не стремящийся делать зло, не нуждается в религии. Он не будет совершать неблаговидные поступки просто по своему внутреннему убеждению.

- Если Бога нет, то для чего живет человек?

- Если говорить о "высшем смысле жизни", то его, на мой взгляд, нет. Независимо от того, есть бог или нет. Человек живет, просто потому что он появился на свет. И неважно, почему он появился - по законам природы или по воле бога. С другой стороны, сам человек волен ставить себе многие разнообразные цели в жизни и добиваться их выполнения.

- Если вы не признаете существование Бога, то каким образом вы объясняете свое появление на свет?

- Я появился на свет так же, как и все живое на Земле: родился от своих родителей. Если же вопрос в том, откуда появилось все живое, то лично я - сторонник теории самозарождения жизни, созданной Опариным и дальнейшей эволюции живого в соответствии с теорией, начало которой положил Дарвин, 200-летний юбилей которого мы на днях отмечали.
Здесь следует указать, что приверженность этим научным теориям не является обязательным критерием атеиста. Другие атеисты могут придерживаться других, научных или ненаучных возрений на этот вопрос, или вообще им может быть все равно.

- Сколько атеистов в мире и какие у вас есть проблемы?

- Вопрос о числе атеистов очень сложен. Во-первых, советская традиция приучала называть "атеистами" только воинствующих богоборцев, между тем как обычно "атеист" - просто синоним слова "неверующий". Если рассуждать так, получится, что в России 20-30 миллионов атеистов, но многие из них не готовы так себя назвать. В Европе вопрос отношения к религии традиционно считается глубоко личным, и социологические исследования вряд ли могут выявить истинное положение дел. В других частях света существуют государства с многочисленным населением, где власти в своих идеологических целей вынуждают граждан притворяться неверующими, с другой стороны в странах с шариатским законодательством назвать себя атеистом, мягко говоря, небезопасно. В целом, различные приближенные оценки дают от 15 до 30% населения Земли, которые не исповедуют религий и не верят в бога.
Что касается проблем, которые возникают у атеистов в связи с их мировоззрением, то есть две основные.
В некоторых странах, в том числе в России, нет никаких официальных запретов или гонений на атеизм. Однако на практике считается "неприличным" не быть православным. В крайнем случае, можно исповедовать ислам, буддизм или иудаизм, но только если ты относишься к нужной национальности. Воинские формирования участвуют в религиозных церемониях в приказном порядке, сотрудников государственных организаций вынуждают жертвовать на строительство храмов, ходят разговоры и об обязательных отчислениях бизнеса ы пользу церкви. Следует отметить, что таким образом ущемляются не только атеисты, но и все "неправильно" верующие.
В ряде других стран, где сильны позиции ислама, существование атеистов вообще находится под запретом. Я не берусь сказать, какие именно законодательные акты запрещают жителям этих стран придерживаться атеистического мировоззрения, однако факт остается фактом: ни в одном шариатском государстве не наблюдается открытой атеистической деятельности.

- Спасибо за интервью.


© Авторские права на все материалы, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам, указанным в заголовке материала или после него.
© Сайт атеистов