Обзор событий за декабрь 2004 года.

 1. В каждой бочке затычка
 2. Старая добрая Англия
 3. Точки противостояния
 4. Два чуда
 5. Новости антиклерикального движения
 6. Итоги опросов сайта "Атеист"


В каждой бочке затычка

Под конец прошедшего года Русская православная церковь резко активизировала свою деятельность. Причем направлена эта активность была скорее на демонстрацию своего присутствия во всех сферах жизни страны, чем на реальные результаты, словно бы готовился годовой отчет о деятельности церкви. Реальных же результатов за год и так набралось немало - РПЦ присвоила изрядное количество государственного имущества, получила безвозмездное и бессрочное право на землю, заменила безбожный праздник 7 ноября на день иконы Казанской Божьей матери.

Для начала попы настояли на своем праве решать, рожать женщинам или нет. Митрополит Калужский и Боровский Климент на некоем церковно-общественном форуме, посвященном демографии, заявил, что "необходимо ввести законодательный запрет на прерывание беременности", добавив, что "в каждой семье должно быть по четверо-пятеро детей, а не по одному". На какие средства в нынешней социально-экономической ситуации будут содержаться эти дети, митрополит не уточнил. Впрочем, говорят, большое число нищих повышает религиозность нации, так что свой интерес у РПЦ тут есть. Мнение же самих женщин никто не спросил, как это и принято у попов.

Вторая проблема, вызвавшая недовольство представителей РПЦ - запрет создания партий на религиозной основе. Видимо, некоторым горячим головам из церковников все еще видится в грезах некий православный "Талибан". Рассуждая по этому поводу, протоиерей Всеволод Чаплин умудрился договориться до того, что привел в качестве примера однопорядкового зла, с которым борется церковь, войны и однополые браки. Что ж, если для православных политиков одинаково значимы проблема Чечни и печально известное венчание двух гомосексуалистов, то, наверное, политические партии им создавать действительно пока рановато.

Впрочем, РПЦ постоянно вмешивается в политику, причем не только внутри России. А тех своих служителей, которые не согласны с таким подходом, призывает к послушанию.

Так, Иваненко-Коленда, священник Черниговской епархии УПЦ МП (филиала РПЦ на Украине) утверждает, что подвергся давлению после публичного выступления против втягивания Церкви в предвыборную агитацию. Он заявил, что ему запретили совершать службы через 10 дней после публикации в одной из газет его заявления, в котором он раскрыл случаи агитации служителями церкви за Януковича (по словам священника, например, епископ Черниговский и Нежинский Амвросий призывал подчиненных убеждать прихожан голосовать за Януковича). Он также сообщил, что после публикации его заявления ему звонили неизвестные лица с угрозами физического насилия.

Масштабы вмешательства церкви в жизнь страны настолько велики, что согласовывать действия различных иерархов становится трудно, и буквально исполняется заповедь о том, чтобы левая рука не ведала, что делает правая.

Нижегородская епархия выступила против скаутской акции "Вифлеемский свет", которая была перед этим благословлена председателем архиепископом Костромским и Галичским. Действительно, трудно попам разобраться со скаутами. С одной стороны, скаутская организация строит детей и обязывает их верить в бога. С другой стороны, все-таки веяние с Запада. Вот и ходят попы вокруг скаутов и размышляют, поддержать или запрещать.

Впрочем, нельзя сказать, что РПЦ проводит свою линию исключительно путем грубой силы. Так, по заявлению заместителя мэра Москвы Михаила Меня, вся передача имущества правительством Москвы религиозным организациям совершалась совершенно добровольно, без какого-либо давления. И отказ кришнаитам в разрешении построить ведический храм также был сделан безотносительно внешних воздействий.

Вот так. Все лавры Союза православных граждан, упорно бившегося за недвижимость и против кришнаитов, оказывается, ничего не стоят. Московские власти и так все, что нужно, готовы отдать, а всех, кого не нужно, запретить.

Неудивительно, что представители так называемых "традиционных" конфессий России удовлетворены итогами года и, в частности, взаимоотношениями с государством, о чем они заявили на пресс-конференции. Как и положено "большому брату", больше всех усердствовал представитель РПЦ Чаплин. Он отметил, что в России "начало происходить возвращение к корням, возвращение к тому облику, только в котором Россия может быть счастлива". Видимо, речь идет о том облике, который ознаменовался "Кровавым воскресеньем", учиненным сто лет назад одним из новоявленных православных святых.

Очень довольны были и представители иудаизма и ислама. Первый, правда, постоянно путал иудеев с евреями, что неудивительно - иначе отчетная цифра верующих невелика получается. Второй же, зная, чье мясо кошка съела, изо всех сил открещивался от терроризма. Вот удивились бы правоверные из "Аль-Каеды" со товарищами, узнав, что они никакие не мусульмане, и понимают ислам неправильно. А как правильно, их мог бы научить представитель Совета муфтиев России Харис Саубянов. Да только вот не хотят почему-то правоверные у него уму-разуму учиться.

Впрочем, и в России учеников у "традиционников" маловато. По мнению "Независимой газеты", традиция отмечать Рождество, так и не может возродиться и занять в жизни россиян "подобающее место". Традиционный светский Новый год с Дедом Морозом вместо патриарха и хороводами вместо молитв по-прежнему гораздо популярнее. Все заклинания клерикалов о "возврате к корням" остаются тщетными.


Старая добрая Англия

После многочисленных скандалов с выставками и обидчивыми верующими в нашей стране декабрьские события в Великобритании могут показаться интересными хотя бы в сравнении.

Прежде всего, в музее мадам Тюссо появился рождественский вертеп из восковых фигур. Роли всех рождественских персонажей "исполняют" известные люди. Так, роли Марии и Иосифа отведены супругам Виктории и Дэвиду Бэкхемам. Трех волхвов изображают фигуры премьер-министра Великобритании Тони Блэра, президента США Джорджа Буша и герцога Эдинбургского. Несмотря на то, что католическая и англиканская церкви, безусловно, не были в восторге от такой идеи, никаких истерик, погромов или судебных процессов не последовало. Право художника на свободу творчества в Англии не подверглось сомнению, а те, кому идея не нравилась, просто не стали посещать выставку.

Но этого мало. Британский Институт современного искусства в Лондоне провел выставку "100 художников видят Бога".

Среди работ, представленных на выставку и изображающих видение художниками Бога, присутствуют стеллаж с набором медикаментов, зеркало (знаменитое "Зеркало номер 8" законодателя поп-арта Роя Лихтенштейна), фотография рок-концерта, выложенное неоновыми трубками имя ELVIS, деревянное распятие лягушки с перекошенными глазами. Практически все работы на выставке с точки зрения ортодоксов не менее скандальные. Но, опять же, никому и в голову не пришло громить экспозицию или засыпать устроителей судебными исками.

И только в Бирмингеме представители сикхской общины активно, даже чересчур, выступили против постановки пьесы "Бехцти", которая, по их мнению, оскорбляла их религиозные чувства. Кстати, действия сикхов, ворвавшихся в театр и разгромивших декорации, одобрил католический архиепископ Бирмингема. Так что не надо думать, что религиозные фанатики в Англии какие-то другие, отличающиеся от российских. Просто там отношение к ним общества иное - фанатизму не попустительствуют, а стараются удержать его в некоторых рамках.


Точки противостояния

Там же, где религиозный фанатизм вырывается из этих рамок, неизбежно возникает противостояние между ревнителями "истинной веры" и гражданами, чьи права эти самые ревнители попирают. Сайт "Атеист" отслеживал и будет продолжать отслеживать ход этих конфликтов, и вот информация о некоторых из них.

В Ираке, наконец, были освобождены французские журналисты Кристиан Шено и Жорж Мальбрюно. Боевики "Исламской армии Ирака" похитили их 20 августа 2004 года, угрожали убить и требовали в качестве условия освобождения отмены закона о светском характере образовательных учреждений Франции. Закон этот мешал исламистам держать девочек в хиджабах - облегченном варианте паранджи - поскольку запрещал ношение религиозных символов в государственных учебных заведениях.

Однако бандиты остались ни с чем. Закон по-прежнему действует, а журналисты, наконец, вернулись на родину.

Вообще, европейские власти испытывают серьезные проблемы с верующими мусульманами, которые, проживая в Европе, упорно пытаются придерживаться норм шариата, идущих вразрез с демократическими принципами.

На сей раз в связи с этим к мусульманскому населению своей страны обратился датский министр по делам беженцев, иммиграции и интеграции. Он призвал разработать "новое течение ислама", не идущее вразрез с базовыми правами человека. Надо ли уточнять, что в исламских кругах министр, мягко говоря, не нашел понимания...

А в России роль, аналогичную воинствующему исламу, играет, как обычно, православие. В конце года резко обострился конфликт вокруг Костромского музея-заповедника "Ипатьевский монастырь". Усилиями местной епархии, мечтающей прибрать музейный комплекс к рукам, была проведена смена руководства учреждения - гендиректором стал человек, готовый отдать все и сразу. Тогда работники музея решились на крайнюю меру - начали голодовку. В Новый год противостояние служителей культа и работников культуры все еще продолжалось.


Два чуда

Два поистине чудесных события произошли в декабре. Первое - в далекой стране Чили, где местный житель стал регулярно получать sms-сообщения от девы Марии. Это действительно сенсация! Ведь sms-сообщения всегда приходят с конкретного телефона, а, значит, у счастливчика в руках оказался номер телефона девы Марии. Уж теперь-то все христиане могут почти напрямую проконсультироваться по любому вопросу своей веры. Вот только почему-то чилиец держит в секрете не только номер телефона, но даже и оператора связи, к которому подключена дева Мария.

И не меньшая сенсация случилась в России. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, выступая на Епархиальном собрании духовенства Москвы, высказался против коммерциализации Церкви вообще и о недопустимости взимания какой-либо платы за совершение таинств, в особенности крещения, в частности.

После всех усилий РПЦ, связанных с получением налоговых и таможенных льгот, после историй с контрабандной торговлей табаком и спиртным, скандалов с нелегальной продажей ювелирных изделий под видом "символов веры", после массового присвоения церковью недвижимости и земли, после поборов с коммерсантов такое заявление выглядит или коренным поворотом в деятельности церкви, или дешевой демагогией.

Чем именно оно является, смогут проверить в ближайшее время верующие, придя в церковь для совершения какого-либо обряда.


Новости антиклерикального движения

Декабрь выдался богатым на события не только в клерикальных кругах, но и по другую сторону баррикад. Прежде всего, ряд средств массовой информации сообщили о проведении в Риме "Всемирного съезда атеистов". На самом деле в Риме состоялось собрание представителей нескольких организаций из Великобритании, Франции, Германии и Италии, среди которых были как атеистические группы, так и, например, представители небезызвестной секты раэлитов. Несмотря на явно антиклерикальный характер собрания и последующего шествия по улицам Рима по направлению к Ватикану, называть это мероприятие "всемирным съездом" было бы преувеличением. К сожалению, до международной координации действий атеистических организаций еще далеко.

Языческие организации России продолжили свои усилия, направленные против дискриминационных действий РПЦ в отношении граждан, придерживающихся традиционных языческих верований, а также нерелигиозных убеждений.

"Круг языческой традиции" и другие языческие объединения направили президенту России Путину открытое письмо "О необходимости восстановления исторической справедливости в отношении язычества народов России". Это было сделано после безответных обращений к РПЦ и в прокуратуру, о которых сообщалось в предыдущем обзоре событий.

Данное обращение было поддержано рядом общественных организаций и частных лиц. Подписи в поддержку обращения поставили и члены атеистических организаций - Атеистического общества Москвы (АТОМ) и "Союза атеистов". В числе подписавших был и ваш покорный слуга, поддержавший обращение после консультаций с представителями "Круга языческой традиции".

В результате некоторых технических проблем при передаче информации об этом событии ряд СМИ, в первую очередь "Благовест-инфо", распространили довольно своеобразную его трактовку - дело представлялось так, что "атеисты обратились к президенту с просьбой защитить язычников". На самом деле, скорее, имел место обратный случай: язычники в своем обращении стремились оградить от произвола не только себя, но и различные направления религиозного свободомыслия и нерелигиозного мировоззрения, защитить свободу совести. Поддержка такого подхода со стороны атеистов, на мой взгляд, вполне естественна.

В деле защиты свободы совести сами атеисты также не сидели, сложа руки. По инициативе Атеистического общества Москвы 25 декабря в Москве в конференц-зале Российской академии сельскохозяйственных наук состоялась Объединенная антиклерикальная конференция "В защиту свободы совести и светского государства". Организаторами и участниками конференции, помимо АТОМа, были такие объединения как ООД "За права человека", Российское Гуманистическое Общество, ООД "Альтернатива", Институт свободы совести, Международная правозащитная ассамблея, а также других общественных организаций.

В назначенное время в конференц-зале (надо отметить, что, к сожалению, зал плохо отапливался) собралось около сорока представителей этих организаций, а также просто заинтересованных граждан. Места в президиуме конференции заняли:
Л.А. Пономарев, исполнительный директор ООД "За права человека"
М.Г. Арутюнов, председатель Международной правозащитной ассамблеи
В.С. Шевелуха, академик РАСХН
А.В. Бузгалин, координатор ОО "Альтернатива"
А.Е. Щев, заместитель председателя Атеистического общества Москвы

В начале конференции Щев выступил с докладом об основных тенденциях клерикализации общества в 2001-2004 годах. Он также рассказал о действиях атеистов по борьбе с этим явлением. Затем, в своем докладе, Бузгалин указал на то, что социально-экономические причины роста клерикализма кроются в самой нынешней общественно-политической системе, в том, что церковь в России представляет собой фактически гигантскую корпорацию и, являясь таковой, стремится к созданию олигархического союза с властными структурами.

Представляющий правозащитное движение Арутюнов в своем выступлении сетовал на пассивность неверующих, на неготовность их массово отстаивать свои права. Далее академик Шевелуха рассказал о проблемах с развитием естественнонаучного мировоззрения в наши дни.

Вице-президент РГО Г.В. Гивишвили планировал выступить с докладом о противодействии клерикализации образования, но, по собственному же признанию, большую часть выступления посвятил полемике с предыдущими докладчиками.

Затем Пономарев рассказал о продолжающемся судебном процессе над организаторами выставки "Осторожно, религия!" и предложил собравшимся проект заявления по этому поводу. После него выступил Перлов Л.Е., глава инициативной группы по созданию общероссийской организации "Учителя против милитаризации и клерикализации школы", рассказавший об этом полезном начинании, о котором читателям сайта, надеюсь, уже известно.

Примерно к этому времени участники конференции испытали на себе в полной мере прохладную (в прямом смысле) атмосферу в зале, стали регулярно выходить греться в соседние, более теплые, помещения, и оставшимся докладам, в том числе выступлению вашего покорного слуги, уже не было уделено много внимания. Доклад же мой был посвящен отношению политических партий, участвовавших в выборах 2003 года к роли религии в обществе, и не содержал ничего нового для читателей сайта, поскольку эти материалы были в свое время (перед выборами) на сайте опубликованы. Однако раз организаторы конференции обратились ко мне с таким предложением, я счел возможным выступить, что называется, по старым материалам.

В конце мероприятия участники приняли заявление в поддержку подсудимых на процессе по делу выставки, а также проект Антиклерикальной декларации. Планируется, что общественные объединения, участвовавшие в конференции, окончательно согласуют текст декларации в ближайшее время и подпишут ее, оставив, разумеется, ее открытой для подписания и представителями других организаций.

Таким образом, ряд правозащитных, атеистических и гуманистических организаций, по меньшей мере, хотя бы высказал стремление противодействовать тому накату религиозного экстремизма в нашей стране, о котором я писал в начале обзора.

К сожалению, ни один представитель религиозных организаций или групп не принял участие в конференции, несмотря на полученные приглашения. То есть в российском антиклерикальном движении по-прежнему участвуют в основном атеисты или, по крайней мере, люди без четкого религиозного мировоззрения. Верующие же либо надеются на высшую силу своей религии, либо вообще придерживаются клерикальных взглядов. Они, видимо, до сих пор в большинстве своем не осознали альтернативы: либо сохранится свобода совести и светское государство, либо в конце останется только одна истинная вера. И не факт, что это будет их вера. А если и так - вряд ли они этому обрадуются.


Итоги опросов сайта "Атеист"

В конце 2004 года на сайте "Атеист" были завершены несколько опросов. Один из них касался гипотетической ситуации, при которой в России официально вводится государственная религия. Читателям предлагалось выбрать меньшее из зол (а в качестве вариантов фигурировали "традиционные" религии и "импортные" разновидности христианства).
По результатам голосования победил традиционный буддизм (видимо, все-таки многие отвечающие приписали ему черты дзена) - 43%, ненамного опередивший православие (37%). Ну а здесь, наверное, сыграло роль то, что к выходкам православных клерикалов мы уже попривыкли.

А вот отвечая на вопрос о влиянии молитв на олимпийские достижения, вы, уважаемые читатели, продемонстрировали в массе своей твердые атеистические убеждения. 80% предположили, что никакого влияния ни в лучшую, ни в худшую сторону нет.

Наконец, в отношении языческих праздников мнения разделились. Для большинства (42%) это веселое времяпровождение, а вот 12% опасаются язычников-мракобесов. С точки зрения 21% ответивших это - возврат к традициям предков, ну а 24% считают языческие праздники способом заработать для организаторов.

Надеюсь, новые опросы сайта будут не менее актуальны и интересны, а результаты вашего голосования - столь же поучительны.

Михаил Степанцов




© Авторские права на все материалы, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам, указанным в заголовке материала или после него.
© Сайт атеистов